Еще в начале марта арбитражная практика назвала криптовалюту — набором «знаков», содержащийся в информационной системе, и отказалась признавать ее имуществом, а уже вчера в Государственную Думу были внесены два законопроекта, определяющих судьбу цифровых финансовых активов.

Как указано в пояснительной записке к Законопроекту № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» целями законопроекта является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юрлицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.
Для реализации поставленной цели вводятся определения цифровых финансовых активов, к которым относятся криптовалюта и токен, а также законодательно закрепляется новый вид договора, заключаемого в электронной форме – смарт-контракт, исполнение обязательств по которому осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий.

При этом законопроектом прямо устанавливается, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Второй проект – проект федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)» №419090-7 разработан в рамках реализации положений части 4 главы IV Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р, в соответствии с которыми в целях реализации указанной Стратегии должны быть предложены решения, связанные с развитием альтернативного источника финансирования проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на ранних стадиях развития (в первую очередь высокотехнологичных компаний) – коллективного финансирования (краудфандинга и краудинвестинга).В частности, этим Законопроектом установлены требования к инвестиционной платформе, ее оператору и участникам; установлены требования к раскрытию и предоставлению информации.

Законопроект также предусматривает несколько ограничительных механизмов в процессе инвестирования, направленных на защиту инвесторов.